Выставка «Музыка зарубежных композиторов XVI—XXI веков»
В отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки проходит выставка «Музыка зарубежных композиторов XVI—XXI веков» из цикла «История музыки в звукозаписях».
В 2021 году исполняется 110 лет с момента выхода в России первой грампластинки: в 1911 году на Апрелевском заводе под торговой маркой «Метрополь рекорд» началось серийное производство грампластинок с записью песни «Бродяга» в исполнении цыганского хора. К сожалению, ни один экземпляр этой пластинки не сохранился.
В этом году в рамках юбилея первой грампластинки на базе фонда звукозаписей отдела проводится цикл выставок «История музыки в звукозаписях».
Первая из таких выставок — «Музыка зарубежных композиторов XVI—XXI веков» — представляет главные направления музыкальной культуры Западной Европы, Америки, Африки, Азии, Австралии.
Музыкальный материал, хранящийся в фонотеке РГБ, позволил продемонстрировать на выставке практически все стилистические направления и жанры: от Ренессанса до современной музыки XXI века, от традиционной музыки и классических образцов до широкого круга джазовой и эстрадной музыки. Так же разнообразно на выставке представлены звуконосители с записями — грампластинки, CD, DVD.
Экспозиция включает пять основных разделов: полные собрания сочинений, серии, антологии; инструментальные сочинения; вокальные и сценические произведения; традиционная музыка народов мира; джаз.
В первом, общем разделе впервые представлены серии «Тысяча лет музыки», «Классика. Windows MP3», фонохрестоматия «Антология западноевропейской музыки XII—XX веков», «Великая история великой музыки. Музыка на все времена».
В 1966 году вышла первая грампластинка серии «Тысяча лет музыки», записанная ансамблем старинной музыки «Мадригал» под руководством Андрея Волконского. Вышло шесть выпусков с лучшими записями сочинений западноевропейских композиторов Италии, Франции, Германии, Англии, Испании XVI—XVII веков — Джона Доуленда, Томаса Уилкса, Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Андриано Банкьери, Орацио Векки, Джироламо Фрескобальди, Джулио Каччини, Марко да Гальяно и другие. Записаны мотеты, гимны, мессы, ричеркары, канцоны, мадригалы, ранние оперы, произведения для старинных инструментов (виолы да гамба, виолы да браччиа, клавесина, продольной флейты).
Экспонируемая современная серия на компакт-дисках «Великая история великой музыки. Музыка на все времена» состоит из двадцати томов, включающих сорок компакт-дисков с записями сочинений восьмидесяти великих композиторов. Коллекция представляет полный обзор музыкальной культуры от XVII века до наших дней. Среди композиторов — Антонио Вивальди, Иоганн Бах, Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Томазо Альбинони, Арканджело Корелли, Луиджи Боккерини, Муцио Клементи, Джоаккино Россини, Жорж Бизе, Сезар Франк, Отторино Респиги, Рихард Штраус, Оливье Мессиан, Джон Кейдж и другие. В каждый том входит два компакт-диска, краткое описание жизни композитора, его творчества, музыкальной культуры конкретной эпохи, а также краткий музыкальный словарь.
Впервые выставляется серия «The History of Music in Sound» (Oxford University Press, 1953), включающая 10 томов, где изложена в хронологическом порядке история музыки от старинной традиционной музыки до 1950 года, образцы которой записаны на грампластинках.
Ярким примером собраний является впервые демонстрируемая Антология австралийской музыки, куда вошли инструментальные и вокальные сочинения современных композиторов, а также записи национальной музыки Австралии.
Экспонируемые полные собрания сочинений представляют широкий круг имён зарубежных композиторов: Людвига ван Бетховена, Вольфганга Моцарта, Эрика Сати, Бенджамина Бриттена, Рихарда Штрауса...
В разделе «Инструментальная музыка» акцентируются главным образом старинные инструменты — клавесин, лютня, флейта, виола д’амур, гобой, труба, сыгравшие определяющую роль в становлении солирующего концерта, со временем ставшего золотым фондом музыкантов, исполнителей на струнных и духовых инструментах.
Приведём несколько интересных фактов.
Лютня играет важную роль в истории европейской музыки от Средневековья до Барокко. Роль лютни в XVII веке можно сравнить только с ролью фортепиано в XIX веке. Лютня была универсальным инструментом не просто для солирующего музицирования, но и для широкого использования в ансамблях, в качестве аккомпанирующего инструмента для одного или нескольких певцов. Лютня была главным инструментом социальной элиты, аристократии и зажиточных горожан. Важность лютни в музыкальной культуре очевидна из высказываний авторитетных теоретиков и музыкантов. Так, в 1618 году немецкий композитор, органист и теоретик Михаэль Преториус назвал лютню «fundamentum et initium» (основание и начало). Имеются сведения о том, с одной стороны, что за период с 1500 до 1760 года собрался огромный репертуар для лютни-соло опубликованных и написанных от руки сочинений, с другой стороны, что большая часть репертуара была утрачена. В XVII—XVIII веках гитара, уже хорошо известная в XVI веке, постепенно заняла место лютни как самого популярного щипкового инструмента в высших кругах.
Другой факт. Известно, что изначально труба использовалась как сигнально-фанфарный инструмент. В качестве солирующего инструмента труба впервые выступила в эпоху барокко. Первые сочинения для солирующей трубы были написаны итальянцем Джузеппе Торелли (1659—1709). Для трубы также писали Томазо Альбинони, Георг Филипп Телеман, Леопольд Моцарт.
Антонио Вивальди (1648—1741), написавший свыше 500 инструментальных концертов, более половины из них посвятил солирующим инструментам — виоле д’амур, поперечной и продольной флейте, гобою, фаготу, мандолине.
Позже появились сольные концерты Йозефа Гайдна для флейты, фагота, валторны, двух валторн.
Интерес представляют записи камерно-инструментальных сочинений Антонио Солера, Фридриха Генделя, симфоний Антонина Дворжака, Йозефа Гайдна, Кшиштофа Пендерецкого и других.
Раздел «Вокальные и сценические произведения», помимо хоровых сочинений Джованни Палестрины, Ференца Листа и некоторых других, с наибольшим разнообразием демонстрирует комплекты оперной музыки: «Итальянская опера», оперы Гектора Берлиоза «Троянцы», «Герцог Синяя Борода» Белы Бартока, а также полные издания опер Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди.
В заключение обратим внимание на две витрины, раскрывающие «Традиционную музыку народов мира» и «Джаз». Традиционная музыка представлена необычайно объёмной и яркой серией компакт-дисков «Air mail music» (Productions sunset France), приобретённой библиотекой в конце 2020 года. В коллекцию вошли образцы оригинальной народной музыки практически всех стран мира, а также обработки народных песен и танцев, переложенных для разных инструментов, как народных, так и профессиональных.
В собрании джазовых звукозаписей выделяются серии «Jazz Archives», «MP3 collection», «Jazz&Blues». Обращают на себя внимание такие разделы, как «Джаз 20-х годов» («...30-х годов» и так далее), «100 самых знаменитых джазменов», «100 самых знаменитых мелодий классического джаза и рок-н-ролла». Особенно выделяются грампластинки и компакт-диски с записями Эллы Фицджеральд, Дюка Эллингтона, Глена Миллера, Оскара Питерсона, Джорджа Гершвина, Фрэнка Синатры.
Представленные издания интересны своим художественным оформлением (на конвертах можно увидеть портреты, фотографии композиторов и исполнителей, богатый иллюстративный материал), брошюрами, вкладышами и другими сопутствующими материалами, содержащими биографические и исследовательские данные.
Выставочная экспозиция включила лишь небольшое количество записей. С полной информацией по данной теме можно познакомиться в электронном каталоге РГБ. Прослушивание записей возможно в часы работы отдела.
Куратор выставки — Алла Алексеевна Семенюк.
СМИ о выставке:
- Журнал L'Officiel в России. Выставка «Музыка зарубежных композиторов XVI—XXI веков»